Ректоры вузов недопоняли
24 июня 2004 года

Накопленный опыт в данной сфере парламентарии сочли неудовлетворительным и, заручившись федеральным законом «Об образовании», решили разработать новую концепцию национальной образовательной системы.

Государственная программа РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан была принята в 1994 году в рамках татарстанского закона о языках народов РТ. Первостепенной задачей этой программы было становление в республике реального многоязычия, а в особенности — укрепление татарского языка в его государственном статусе. Реализацию программы должны были осуществлять все образовательные учреждения республики, от дошкольных до высших, вводя параллельное преподавание дисциплин на обоих государственных языках. По прошествии 10 лет национальный комитет Госсовета РТ создал рабочую группу, проверяющую, как реализована программа на местах.
На вчерашнем заседании руководитель группы, председатель национального комитета Госсовета Разиль Валеев отметил, что большинство учебных заведений республики либо не восприняло программу как руководство к действию, либо недопоняло ее. Оказалось, что национальные учебные заведения, открывшиеся в республике за последнее время, не в состоянии решить проблему подготовки специалистов по всем отраслям. В национальных образовательных учреждениях преподаются в основном гуманитарные дисциплины; в то же время республика озабочена подготовкой татароязычных технических специалистов. Только 8 из 23 татарстанских вузов имеют опыт преподавания общих дисциплин на двух языках параллельно, а в остальных учебных заведениях национальный компонент образования представляет из себя лишь факультативные курсы татарского языка. В отдельных случаях, как, например, в Казанском государственном энергетическом университете, национальный компонент вовсе «не предусмотрен учебным планом», что, по мнению комитета, является противодействием федеральному законодательству.
В федеральных образовательных программах предусмотрена норма национально-регионального компонента, который должен составлять не менее 15% от общего объема учебной программы. Содержание этого компонента полностью зависит от регионального учебного учреждения. В данном случае — от татарстанского вуза или средне-специального учебного заведения.
Однако до сих пор у учебных заведений республики не сложилось четкого представления о том, каким именно должен быть национально-региональный компонент. Практика показала, что существует большая разница между изучением отдельных «национальных» предметов и полноценным учебным процессом на татарском языке. Признав этот факт существенным недочетом прошлой государственной программы, парламент и правительство приступили к утверждению новой, оговаривая возможность последующего внесения изменений в закон о языках народов РТ. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин признал, что у самих парламентариев не хватает конкретных идей для выработки плана действий. В итоге составление национально-регионального компонента было поручено Совету ректоров вузов республики. Вероятно, уже на следующей парламентской сессии национальный комитет ГС РТ с подачи Совета ректоров представит новую законодательную инициативу.

ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА,"Коммерсантъ-Казань"

Президент Татарстана сомневается в целесообразности перевода татарского алфавита на латиницу
Как заявил президент Татарстана Минтимер Шаймиев в интервью еженедельной газете «ФельдПочта», его «одолевают сомнения, насколько необходимо и готов ли Татарстан перейти на латиницу». В Татарстане живет порядка 2 млн татар, а еще около 5 млн — за пределами республики. «Мы же не можем навязать им наш закон, это нереально, — пояснил Минтимер Шаймиев. — Зачем нам отделять их от себя, ведь речь идет о возрождении и развитии языка, культуры, литературы всех татар?» «Есть и другие очень серьезные возражения», — добавил президент Татарстана. В то же время Минтимер Шаймиев охарактеризовал как «противоправное» принятие Государственной думой РФ поправки к федеральному закону о языке, запрещающей переход с кириллицы на латиницу или другой алфавит. По его словам, запретить жителям Татарстана использовать тот алфавит, который они сами выбрали, не может ни Конституционный суд РФ, ни международный суд, поскольку по всем международным нормам, к которым Россия официально присоединилась, народ имеет право развивать свой язык так, как считает нужным. «Мы бы и сами сто раз подумали, переходить или нет, — сказал Минтимер Шаймиев. — Но вопрос в том, что нельзя было запрещать это, прямой запрет — это нарушение прав наций на саморазвитие, что создает напряжение и приводит к прямо противоположным результатам».